Лайки любой ценой: как цифровой мир провоцирует жестокость и что могут сделать родители

Наверное, каждый из нас уже на раз уже  задумывался: почему дети готовы на жестокость ради просмотров в интернете? Почему они готовы выпасть из реальности ради пребывания лишнего часа в гаджете.

Общество

Где и что мы потеряли в связи со своими детьми? И как вытащить подростков и молодежь из Сети. Об этом и других побочных аспектах влияния Интернета на детей рассказывает доктор психологических наук Пироговского Университета Вера Никишина.

 По словам эксперта, мотивы власти и славы — это мощные регуляторы человеческого поведения. На несформированную психику эти стимулы оказывают большее влияние, чем на взрослого человека. Мы знаем десятки печальных историй, когда подростки угрожают собственной жизни и здоровью из-за стремления к популярности, а совершить такие действия по отношению к другому человеку, к сожалению, даже проще.

Вера Борисовна подчеркивает, что дело не только в мотивации такого поведения, но и в отсутствии социальных границ. Это проблема не столько самих подростков, сколько взрослых, которые должны помогать детям эти границы устанавливать.

Еще один нюанс  заключается в том, что сейчас психика детей и подростков формируется в условиях взаимодействия двух реальностей — цифровой и нецифровой. Длительное пребывание в цифровой среде меняет уровень осознанности: подросток считает реальным только то, что зафиксировано в контенте.

Несоразмерная агрессия в подростковом возрасте

Программа агрессии и программа страха — это две конкурентные программы, которые на базовом уровне встроены в наш мозг. Они присутствуют у каждого человека с самых ранних этапов развития в разной мере и степени. Базовый регламент их существования определяется двумя стратегиями.

Первая ситуация — когда ребенок живет в большом количестве страха, и у него эта программа сильно активирована. Тогда непременным следствием будет переход на программу агрессии. Дети и подростки, которые много боятся, подвергаются стимуляции этой программы со стороны социальной среды, что и приводит к агрессивному поведению.

Вторая стратегия встречается в случаях, когда программа страха отсутствует. Это псевдосоциальное бесстрашие, которое оправдывается распространенной установкой: тебе ничего за это не будет, потому что ты — несовершеннолетний, ты — ребенок, и тебе все можно. Подобное подавление программы страха приводит к непроизвольным агрессивным формам поведения подростков в цифровой социальной среде. Программа агрессии начинает управлять поведением не только в ситуациях, которые не исключают возможность такой реакции, но и в тех случаях, где не предполагается никакого негативного отклика.

Рекомендации для родителей

Вера Борисовна подчеркивает, что в подобных ситуациях, очень сложно давать общие рекомендации, потому что они не учитывают конкретные ситуации. Однако то, что родители несут полную ответственность за качество отношений детей в семье, является неоспоримым фактом.

Именно взрослые управляют теми факторами, которые влияют на характер взаимоотношений. К примеру, важно придерживаться постоянного равномерного распределения внимания взрослых между детьми. При этом приоритетность может варьироваться в течение дня или в течение определенного периода, но с обязательными комментариями, почему сейчас родитель уделяет одному ребенку больше внимания, чем другому.

Ценность отношения к каждому ребенку должна множество раз проговариваться. Если взрослый считает, что он показывает ребенку его ценность единожды сказанным словом «люблю» и тем, что он для него делает — этот родитель находится в иллюзии и в заблуждениях. Не всегда такая форма является очевидной для детей.

Оцените статью
Дельта Целина