Девяносто лет — это почти столетие. Этот юбилей показывает, что многое было увидено и пройдено за эту долгую жизнь. Сколько было трудностей на пути, но столько же было радостей и приятных моментов.
Совсем недавно свой 90-летний юбилей отметила наша землячка Клавдия Александровна Писаренко.
Родилась Клавдия в с. Лопанка, в многодетной семье и была самым младшим ребенком. Отец и дед Клавдии были ветеринарными врачами. Работы в селе не было, и семья переехала к родственникам в с. Плодородное. Сначала жили на птичнике в дежурке, а весной задумали строиться. Старшие дети учились в Михайловской школе, ходили пешком туда и обратно, а Клава в начальной школе в родном селе. Сначала хорошо было, возвели стены, но потом началась война. Отца забрали на фронт, и вскоре он пропал без вести, а мама Клавдии осталась одна с детьми. Мужчины были на фронте, а старики и старшие дети рыли окопы, в том числе братья Клавдии — Жора и Миша, и сестра Рая.
Война оставила свой неизгладимый след в судьбе каждого. Средний брат Михаил уже учился в Ростове в ФЗО, жил в общежитии. Немцы бомбили город, а студенты восстанавливали крыши. Где-то на крыше Михаил повредил ногу, и мама забрала его домой на лечение. Ехали домой на поезде под бомбежками. Лечился очень долго в Целине, а потом в селе жил врач Соболев, он и поднял брата на ноги. Молодость брала свое, начал ходить, работать, играл на гармошке, его приглашали на свадьбы. А через время болезнь дала о себе знать, пошло заражение и его не удалось спасти.
Жора прошел всю войну — был кавалеристом. После службы вернулся домой, жил и работал в родном селе.
Сестра Раиса пошла по стопам отца и деда, стала ветеринаром, по распределению уехала в с. Степное, да так и осталась там жить и работать.
Когда началась война, Клава училась в 5 классе. Школу закрыли, там расположились немцы. Некоторые квартировались по хатам, машины во дворах. Как вспоминает юбилярша, немцы никого не обижали и не трогали, кое-когда даже угощали хлебом. Было голодно, но все жили надеждой, что скоро настанет долгожданная победа. И вот наступил этот самый счастливый день – Великий День Победы.
После войны нужно было восстанавливать колхоз, и никто не сидел без дела. Молодежь выходила в поля полоть осот руками, иначе зарастет и заглушит посевы. После войны Клавдия работала кухаркой, три раза в день готовила еду для механизаторов. Получала продукты в кладовой, и везла в бригаду готовить. Потом трудилась рабочей в колхозе. Сельскохозяйственной техники особо не было, бахчу, подсолнечник, кукурузу пропалывали вручную тяпками. С раннего утра уже были в полях. Было очень голодно и ради того, чтобы хотя бы раз в день поесть многие работали в полях, ведь дома тоже нечего было есть.
— Во время уборки, мы девчонки шли за косилками-лобогрейками, которые косили зерновые, а мы следом вязали снопы и складывали в
копну, — вспоминает Клавдия Александровна. – А потом из них складывали блоковые скирды. А по ночам девчата и мужчины уже молотили зерно. Учиться тогда было некогда, все работали, восстанавливали колхоз.
После работы бежала, садилась за машинку, подрабатывала еще и шитьем. Обшивала всех своих родных и соседей, а потом стала и людям шить. Беднота тогда была сплошная, денег у людей особо не было, вот и расплачивался кто чем мог: молоком, салом, да кое какими продуктами.
Со своим будущим мужем познакомилась на танцах в 1947 году. Клубов тогда не было, все выходили на улицу. Вот тогда и приглянулась юная красавица Клава Алексею. Зацепила она его сердце своим веселым и добрым характером. Встречались молодые два года и в 1949 году сыграли веселую свадьбу.
Жили сначала с мамой Клавы в старенькой хате, а потом заняли у односельчанина деда Сережи Волкова 100 рублей и купили свое небольшое жилье. Семья потихоньку росла, стало тесно и тогда решили строиться.
— Наделали кирпича-самана, а леса застелить полы и накрыть крышу нет, — вспоминает долгожительница. — Решил тогда муж ехать на лесозаготовки, в то время колхоз отправлял своих работников на лесозаготовки в Сибирь. Ехал на 3 месяца, а получилось на 2 долгих года. Когда Алексей вернулся — дома уже стоял построенный дом. Клавдия все взяла в свои руки. Наняла шабаёв, а те и сложили ей просторный дом. Денег, чтобы расплатиться с людьми за работу, не было. И она тогда решила сдать в колхоз теленка – за это получила 60 рублей. Этими деньгами с работниками и расплатилась. Жили тогда дружно, помогали друг другу. Вот и ей всем колхозом помазали хату, накрыли крышу.
Когда муж вернулся домой уже и полы были покрашены, мебель куплена, Клавдия занавески сшила и повесила.
Жизнь шла своим чередом. Работали в колхозе, держали большое хозяйство. Подрастали дочки-помощницы. Клава сама пекла вкусный домашний хлеб, специально для этого готовила свои домашние дрожжи. Была искусной хозяйкой. В 1983 году, когда Клавдия Александровна вышла на пенсию, семья переехала жить в Целину. Дети к тому времени выросли и разъехались. Старшая дочь Нина жила в Целине, вторая Александра уехала в Ленинград учиться на ткачиху, там вышла замуж и осталась жить, Оля и Лена живут в г. Ростове-на-Дону.
С мужем Алексеем прожили почти семьдесят лет в дружбе и согласии. Вырастили и воспитали четверых детей. К сожалению, полгода назад супруга не стало. Но ее не забывают дети, внуки и правнуки. Сегодня ее радуют восемь внуков, десять правнуков и одна праправнучка. Крепкая семья, благодарные и надежные дети, любящие внуки и правнуки — вот замечательное продолжение ее непростой и долгой жизни.
Клавдия Александровна очень гордится всей своей большой и дружной семьей. Дети, внуки и правнуки ее очень любят и уважают. И сегодня они радуют свою юбиляршу не только подарками и гостинцами, но и прежде всего своим вниманием.
Е. Золотарева elena_zolotareva@lenta.ru