2022 год снова станет исторически юбилейным для Целинского района: в этом году отмечается значимое событие: 100-летие переселение молоканской общины в наш район.
С 1921 года в районе Западного Коннозаводчества Сальского округа начали вселение общины духоборцев и молокан, численностью свыше 10 000 молокан и более 4000 духоборцев, выходцев из бывшей Карской области Турции и других местностей Закавказья. Крупная молоканская община была принудительно поселена в эту отвоеванную у Турции область в последней четверти XIX века.
К началу ХХ века их количество в Карской области Турции составляло более 18 тысяч человек и проживали они в сёлах со знакомыми сегодняшним целинцам названиями – Ольшанка, Владикарс, Селим, Михайловка, Петровка и других.
Единственное напоминание о них – старые кладбища с надгробиями на русском языке и несколько человек – русских молокан, так и не покинувших по разным причинам эту землю. Абсолютное большинство русских молокан выехали из этой области в ходе двух волн – в 1921-1925 и во второй половине 60-х годов ХХ века. Переселение этих общин закончилось в 1925 году. При этом, за это время переселилось 1969 семей молокан.
9 904 человека — составило общее количество переселенцев по плану народного комиссариата землеустройства. Первые немногочисленные группы переселенцев появились на будущей целинской земле в июне 1921 года, но основная масса, основавшая сегодняшние села Михайловского и Ольшанского сельских поселений, начала вселение с весны 1922 года.
5 десятин на одну душу
Почти десять тысяч человек составило общее количество переселенцев по плану народного комиссариата землеустройства. Первые немногочисленные группы переселенцев появились на будущей целинской земле в июне 1921 года, но основная масса, основавшая сегодняшние села Михайловского и Ольшанского сельских поселений, начала вселение с весны 1922 года.
Доставкой из Сталинграда до станций Целины и Атамана для молоканских общин было отпущено 366 вагонов лесоматериала на примерную сумму – около 350 тысяч рублей.
При основании сел использовался принцип распределения земель, исходя из расчета 5 десятин (примерно 5 га) земли на 1 душу. Всего в период 1921-1924 гг. были основаны 38 сел и хуторов на землях бывших донских коннозаводчиков Королькова (район Ольшанки, Прилесного), Андропова (район Михайловки, Дубовки), Чернова (район Васильевки, Мельникова), Натарова (район Благодарного), Дронова (район Плодородного). Наиболее крупными сёлами были Обильное, Прилесное, Привольное – ныне не существующие, а также Плодородное и Журавлевка.
В каждом из этих сел проживало по полтысячи душ обоего пола. Названия обустраиваемых сёл были перенесены из Турции и Кавказа, либо названы по фамилиям организаторов переселения.
Центр сельсовета – село Карс
Все основанные сёла с 1921 года входили в территорию «Сельсовета бывшего участка Андропова». К 1924 году все населенные пункты были объединены в сельсовет – Объединение молоканских общин (ОМО), также под другим названием — Союз ОМО. Центром этого сельсовета было село Карс.
К 1926 году было образовано два сельсовета, границы которых стали больше похожи на современные границы Ольшанского и Михайловского сельских поселений.
Центрами этих сельсоветов стали с.Карс и х.Орджоникидзе. Село Карс было крупнейшим селом, имевшим не только школу, избу-читальню, здесь также была партийная ячейка ВКПб и даже еженедельный рынок. К слову, рынков в этот период в Западно-Коннозаводческом районе было три – в поселке при станции Целина, в духоборском селе Веселом (нынешней Петровке) и в молоканском Карсе. По переписи населения 1926 года численность населения молоканских сёл составляла 9 094 человека.
В 1925 году в Москву было направлено ходатайство о переселении сюда же еще одной группы молокан из Азербайджана. Но так как положительное решение этого вопроса повлекло бы уменьшение земельных наделов для уже заселившихся граждан, то ходокам от азербайджанских молокан было отказано и предложено выехать для освоения земель Сибири или Дальнего Востока.
Каждое село – отдельный колхоз
Период коллективизации стал для целинских молокан труднейшим периодом в их жизни. Не прожив здесь и десяти лет, переселенцы, только «став на ноги», должны были объединяться в колхозы. Каждое село или хутор с 1929 года становится отдельным колхозом.
С противниками коллективизации у правящей партии всегда был «короткий разговор» — арест, высылка, конфискация имущества. В этот период все чаще повторялись случаи побегов целых семей обратно на Кавказ, эмиграция за границу с помощью зарубежных общин. Но все-же, идеология молоканства в основном совпадала с политикой коллективизации сельского хозяйства, поэтому и все мероприятия в ее рамках прошли в течение первых колхозных лет без репрессий.
Дальнейшая жизнь общины в Целинском районе полностью совпадает с жизнью всей страны: участие в Великой Отечественной войне, восстановление народного хозяйства, строительство успешного советского государства и стремление к коммунизму…
Особое внимание к себе привлекает бытовая культура молокан – традиционный костюм, обряды, кухня, традиции – то есть элементы культуры, характеризующие ее уникальность и отличие от культур соседних народов и конфессий.