Как привлечь в школы молодых учителей

Выяснили социологи Южного федерального университета. На этой неделе педагоги отметили свой профессиональный праздник.

Областные новости

Год педагога и наставника, объявленный Президентом РФ, призван повысить престиж профессии педагога и закрепить особый статус профессии учителя. Что сами школьные учителя думают о своей работе и какой поддержки ждут, они ответили в ходе социологического исследования, проведенного учёными ЮФУ.

Официальная статистика говорит, что во всех регионах России наблюдается недостаток профессиональных кадров в школах и возрастное смещение в сторону учителей предпенсионного и пенсионного возрастов при сохранении очень малой доли молодых специалистов.

Старший преподаватель Института социологии и регионоведения ЮФУ Чикарова Галина рассказала, что сейчас существует довольно много предпосылок для формирования позитивного типа профессиональной идентичности молодых учителей, результатом которого является интегрированность в профессиональное сообщество.

«К таким позитивным факторам можно отнести реализацию Национального проекта «Образование» и Федерального проекта «Современная школа», реформирование системы подготовки педагогических кадров, создание сети конкурсов профессионального мастерства, введение национальной системы учительского роста и повышения квалификации учителей. Также молодых специалистов привлекает в школы организация «реальной» педагогической практики для студентов педагогического направления, развитие института наставничества, внедрение цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс и систему управления школой», — поделилась Чикарова Галина.

Однако не преодолены пока некоторые барьеры, сталкиваясь с которыми молодые учителя уходят из муниципальной школы или отказываются от профессии.

В числе таких барьеров сами учителя называют непрестижность их профессии в обществе, низкий уровень оплаты профессионального труда, отсутствие должных полномочий для осуществления образовательной и воспитательной функций, недостаток государственных программ поддержки молодых учителей и ряд других.

В ходе опросов среди учителей школ Ростова-на-Дону, Казани и городов Ростовской области стало известно, что 81% педагогов ощутили увеличение за последние годы трудовой нагрузки по подготовке и проведению уроков, административной работы, составлению отчетности и внеурочной работы. Больше всего опрошенных педагогов беспокоят рост трудовой нагрузки без увеличения зарплаты и риски потери работы.

Эмпирические замеры зафиксировали, что учителя всё-таки в большинстве своём крайне лояльны к своему месту работы и действительно не хотят покидать школу. Сосуществование такой лояльности и неудовлетворённости содержанием профессиональной деятельности говорит о снижении стимулов и необходимости провести институциональные изменения системы школьного образования и улучшить человеческий капитал социально значимой профессии учителя. Прежде всего это касается создания системы государственной поддержки молодых учителей и повышения оплаты труда учителей в регионах до уровня столицы.

Южный федеральный университет поздравляет с Днем учителя всех причастных к благородному призванию преподавать и наставлять. Мы надеемся, что Год наставника и педагога в России поможет школьным учителям преодолеть все трудности и в новых социологических опросах свою профессию назовут престижной гораздо больше молодых учителей.

Оцените статью
Дельта Целина