Основополагающим нормативным правовым документом для проведения сельскохозяйственной переписи является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
С изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014 г. № 411-ФЗ, которые касаются того, что необходимо проводить сельскохозяйственные микропереписи не позднее чем через пять лет после очередной широкомасштабной ревизии АПК. В 2021 году будет проведена первая сельскохозяйственная микроперепись.
В связи с этим Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.08.2020 №1315 «Об организации сельскохозяйственной микропереписи 2021 года», согласно которому на территории Российской Федерации с 1 по 30 августа 2021 г. будет проводиться федеральное статистическое наблюдение в отношении отдельных объектов сельхозяйственной переписи на основе выборки.
Цели сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Целями сельскохозяйственной микропереписи 2021 года являются:
- получение официальной статистической информации о произошедших структурных изменениях в сельском хозяйстве;
- получение сведений по категориям сельхозпроизводителей, которые в межпереписной период наблюдаются выборочно или по которым наблюдение не проводится;
- корректировка коэффициентов досчета необследуемой части хозяйств населения в межпереписной период.
- разработка прогноза развития сельского хозяйства;
- разработка мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
- актуализация генеральных совокупностей сельскохозяйственных производителей для повышения качества данных текущего статистического наблюдения в межпереписной период.
Необходимость проведения промежуточной ревизии сельского хозяйства, несмотря на то, что у органов государственной статистики имеются текущие данные, которые в агрегированном виде показывают итоги функционирования всех сельхозтоваропроизводителей, вызвана тем, что в 10-летний межпереписной период в сельскохозяйственном производстве происходят значительные структурные изменения, которые продолжаются ежегодно.
Объекты сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» объектами сельскохозяйственной переписи определены юридические и физические лица, которые являются собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеют сельскохозяйственных животных.
Сельскохозяйственные животные — используемые для производства животноводческой и иной сельскохозяйственной продукции скот, ценные пушные звери, кролики, птица, пчелы (статья 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»).
Объектами сельскохозяйственной микропереписи являются следующие категории производителей сельскохозяйственной продукции:
- сельскохозяйственные организации, включая подсобные сельскохозяйственные предприятия несельскохозяйственных организаций;
- крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели;
- ЛПХ населения сельской местности – это наиболее многочисленная категория;
г) некоммерческие товарищества (садоводческие, огороднические и другие).
ЛПХ и ИЖС городской местности (251 тысяча) и населенные пункты с числом дворов менее 10 — не будут обследоваться микроперписью.
Методы сбора информации от респондентов.
Методы и способы сбора несколько отличаются от предыдущих крупномасштабных мероприятий.
Первая сельскохозяйственная микроперепись 2021 года пройдет на новом технологическом уровне. Переписчики, для проведения опроса ЛПХ населения сельской местности и интервьюирования председателей некоммерческих объединений граждан, будут использовать только планшетные компьютеры. Бумажный вариант опросника для этих категорий респондентов исключен.
Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели смогут ответить на вопросы переписного листа следующими способами:
- — через специализированных операторов связи;
- — через систему web-сбора официального сайта Росстата;
- -на переписном участке заполнить бумажный вариант переписного листа.
Обеспечение конфиденциальности данных, полученных в ходе сельскохозяйственной микропереписи 2021 года
Гарантии защиты сведений об объектах микропереписи, содержащихся в переписных листах, электронных и иных документах переписи, определены в статье 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи».
Содержащиеся в переписных листах сведения об объектах микропереписи являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются в целях формирования соответствующих государственных информационных систем.
Обязанность не разглашать сведения об объектах микропереписи, являющиеся информацией ограниченного доступа и полученные в ходе проведения сельскохозяйственной микропереписи, предусматриваются договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор сведений об объектах микропереписи, либо в отношении должностных лиц нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Полученные в ходе переписи данные не будут содержать персональную информацию респондентов. Более того, при обработке данных будут удалены и конкретные населенные пункты. При публикации итогов переписи начальным уровнем обобщения данных будут муниципальные поселения, районы и субъекты Российской Федерации.
Опыт проведения двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей показал, что для селян Дона характерна открытость в общении. Подавляющее большинство респондентов охотно отвечало на все вопросы переписных листов. Конечно, у отдельных респондентов возникали опасения, что данные сельскохозяйственной переписи будут использованы в фискальных целях.
Некоторые фермеры опасались, что перепись вскроет нарушения, связанные с арендой земли, незаконным использованием угодий («самозахватом»). Эти же опасения присутствовали у дачников, у владельцев личных подсобных хозяйств. Существовала боязнь вскрытия фактов нерационального использования крупных сельхозугодий, неэффективных арендных отношений.
В этой связи считаем необходимым акцентировать внимание на том, что перепись не имеет ничего общего с фискальными целями, перед ней ставятся только статистические задачи. Переписчики ни в коей мере не будут преследовать цель уличить кого-либо в каких-либо укрывательствах. Есть транспорт, сельхозорудия — хорошо, никто не спросит документы на них. Да и на земельный участок переписчики не будут спрашивать документы, если только респондент сам не захочет уточнить сведения, сверившись с юридическими бумагами.
Органам государственной статистики важно получить реальную картину, отражающую фактическую ситуацию в сельскохозяйственном производстве в целом по муниципальным образованиям и области, чтобы обеспечить органы власти этой информацией, для принятия эффективных управленческих решений.
При проведении информационно-разъяснительной работы среди сельхозтоваропроизводителей необходимо упомянуть о принимаемых мерах, направленных на комплексное развитие сельских территории.
Так, по итогам первой Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года а государственном уровне была принята программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которая способствовала повышению конкурентоспособности Российской сельскохозяйственной продукции путем ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства. В дальнейшем была утверждена аналогичная программа на период с 2013 до 2020 года, позволившая развиваться сельскому хозяйству не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержке государства. Государственные субсидии были направлены на развитие растениеводческой отрасли и мясо-молочного скотоводства, инфраструктуры и логистики.
После подведения итогов второй сельскохозяйственной переписи 2016 года, стало понятно, что за 10 лет произошли колоссальные изменения прежде всего в институциональной структуре.
Продолжился процесс концентрации земли в наиболее крупных хозяйствах. Эта тенденция характерна как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Несмотря на то, что общее число организаций и фермеров сократилось, объёмы производства в целом и у тех, и у других увеличились за счёт их укрупнения.
Так средний размер площади сельхозугодий на одно хозяйство увеличился по сравнению с переписью 2006 года. Если в 2006 году на одну сельхозорганизацию приходилось 2,6 тыс. гектаров, то в 2016 году – 3,4 тыс. гектаров. В среднем одно фермерское хозяйство в 2006 году имело 122,9 га, а в 2016 году – 314,6 га.
Доля сельскохозяйственных организаций, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность, снизилась с 85,3% до 81,5%; И наоборот, выросла доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – с 74% до 87,6%. Это свидетельствует о том, что в нашей области более быстрыми темпами идет развитие мелкотоварного сектора.
Доля хозяйств населения снизилась с 92,1% до 85,2%. То есть, совсем небольшие, личные подсобные хозяйства в донском сельхозтоварообороте участвовать почти перестали, они становятся всё более рекреационными, и всё меньше производят товарной сельхозпродукции. Эта тенденция характерна и для России в целом.
Так как результаты сельскохозяйственной переписи 2016 года являются важнейшим инструментом для принятия управленческих решений в области сельского хозяйства, на государственном уровне была разработана программа «Комплексного развития сельских территорий».