Духоборцы Целинского района приняли участие в выставке «Мы люди, именованные духоборцы»

Духоборцы Целинского района приняли участие в выставке «Мы люди, именованные духоборцы»

14 мая в Ростовском областном музее краеведения открылась выставка «Мы люди, именованные духоборцы», посвященная 100-летию переселения на Дон из Закавказья интереснейшей этнической группы русского населения – духоборцев – представителей старого русского сектантства, пополнивших многонациональную и поликонфессиональную палитру жителей Ростовской области.

Их переселение из Закавказья связано с воззванием Наркомата земледелия к представителям нетрадиционных религий принять участие в освоении свободных земель путем создания сектантских совхозов. В настоящее время духоборы по-прежнему проживают в Целинском районе Ростовской области, сохраняя свою духовную идентичность и традиционную бытовую культуру.

Для того чтобы собрать коллекцию экспонатов, директор музея Татьяна Абрамова совершила несколько этнографических экспедиций по Ростовской области, где до сих пор сохранилось культурное наследие духоборцев. Основными точками на карте были села Хлебодарное, Хлеборобное и Петровка Целинского района. Именно сюда переселились общины 100 лет назад из Канады.

Для справки. Духоборы — представители сектантского течения духовных христиан, возникшего в России во второй половине XVIII века. Отвергают православные обряды и таинства, священников, монашество. Отрицая все таинства православной церкви, духоборы создали собственную форму богослужения — обряд поклонения. Это особое действо, выражающее одну из главных религиозных идей духоборов — присутствия Бога в каждом человеке. Обряд поклонения в прошлом совершался в соответствии с христианским календарем и был основной частью еженедельных молений. В сокращенном виде обряд поклонения мог входить в погребальную церемонию при прощании с умершим на кладбище.

Обряда поклонения обязательно совершался на большие праздники: Рождество Христово, Пасху, Сороки (День сорока мучеников, 22 марта), день св. Жен мироносиц (второе воскресенье по Пасхе), Троицу, Петров день (12 июля), Михайлов день (21 ноября). Особенностью годового календарного круга духоборцев Целинского района Ростовской области является наличие престольных праздников при отсутствии церквей: Петра и Павла в хуторе Петровка, Покрова Богородицы в селе Хлебодарное, Казанской Божьей Матери (осенней) в хуторе Тамбовка, архангела Михаила в хуторе Веселовка, Николая Чудотворца в хуторе Васильевка.

До переселения в Ростовскую область целинские духоборы жили в Джавахетии (Грузия), где обряд поклонения совершали в специальном молитвенном доме, после переезда они стали собираться в жилых домах. В 1990 году в хуторе Петровка появился Музей духоборческой культуры, в котором после его открытия регулярно, вплоть до конца 2000-х годов, проходили собрания духоборов.

Особая манера пения с почти закрытым ртом и необычно долгим распеванием слога была выработана совершенно сознательно — чтобы посторонние не могли понять смысл псалмов. Так образовался своеобразный тайный язык. Эта манера пения, выполнявшая охранительную функцию, дала мощнейший художественный эффект.

Современное отправление обряда значительно отличается от описанных ранее или зафиксированных в 1990-х годах. На поклонение перестали приходить мужчины, среди участников практически отсутствуют духоборы молодого поколения (моложе 30 лет). Старинные псалмы постепенно забываются, и их место в обряде занимают духовные стихи. Если раньше духоборы приходили на обряд поклонения в традиционной праздничной одежде, то теперь надевают поверх современной одежды только праздничные духоборские фартуки.

Несмотря на это жительницы хутора Петровка помнят определенное количество псалмов, необходимых для проведения обряда, сохраняют элементы традиционной одежды. Претерпевая небольшие трансформации, обряд поклонения еще продолжает существовать.

Сохранению духоборского обряда способствует созданный в Петровке в 1991 году по инициативе и на средства В. В. Кучина Музей духоборческой культуры, который наряду со своим прямым предназначением стал и своеобразным домом молитвенных собраний, где отмечаются праздничные и памятные даты, поются псалмы, стихи и старинные песни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content