Дмитрий Прийма — человек, который был талантлив во всём

#Район в лицах

В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Тысячи наших земляков сражались с фашизмом на фронтах, проявляя беспримерное мужество и героизм. Одним из таких героев был Дмитрий Иванович Прийма.

Его называли энтузиастом культурного фронта. Он служил самодеятельному искусству на целинской и сальской земле 50 лет. Человек незаурядный: директор Дома культуры, режиссёр народной киностудии, постановщик танцев, пьес, руководитель хора; баянист, художник, фотограф. В газетах обоих районов он печатал стихи, очерки, рассказы, в которых делился мыслями о воспитании, о политике, рассуждениями на житейские темы.

Родился Дмитрий Иванович Прийма 30 октября 1923 года в селе Шаблиевке Сальского района. Детство и юность прошли на втором отделении зерносовхозе «Целинский». Парня завораживали гармошка и баян. Дмитрий Иванович вспоминал: «В нашем роду не было детей с музыкальным образованием. Значит, «выродком» стал я…». Так он о себе говорил с юмором, а стал первым парнем на деревне. Выучил на слух польку, краковяк, страдания, «Выйду ль я на реченьку», тустеп, вальс, гопак — под эту музыку в то время танцевали.

Схватывающего на лету мелодию парнишку научил играть на баяне друг отца — гармонист-виртуоз, бухгалтер по профессии Комаров. С этого довоенного времени Дмитрий Иванович не расставался с баяном все 55 лет трудовой деятельности. Дмитрий своей игрой сопровождал немое кино. Именно тогда Прийма приобщился к сцене. В сельском клубе выступал в «живой газете» с пирамидами и в самодеятельных спектаклях-миниатюрах.

В армию Дмитрия призвали 17 октября 1941 года. Обучался он в 202-м отдельном сапёрном батальоне в Свердловске. Дмитрий Иванович попал на Волховский фронт весной 1942 года. Был ранен в ногу, лечился в госпитале города Боровичи. Там, в выздоравливающем батальоне, переквалифицировался в миномётчики. С сентября 1942 года — снова на фронте, в 38-м стрелковом батальоне. Прошёл курсы снайперов. Затем воевал в 930-м стрелковом полку; и снова ранение, от которого лечился в ленинградских госпиталях. Войну он закончил в декабре 1945 года в 1269-м полку в Курляндии, где держали тридцатитысячную группировку немцев до окончания войны, был демобилизован как нестроевик по причине потери слуха. Домой вернулся с трофейным баяном. За свой героический ратный труд Дмитрий Иванович награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя медалями «За отвагу» (одна нашла героя через 10 лет), медалью «За Победу в Великой Отечественной войне» и юбилейными.

С 1946-го по 1974-й год Прийма заведовал клубом в совхозе «Целинский», ездил с агитбригадой по полям, фотографировал передовиков для Доски почёта, организовывал праздники. Поняв, что ему не хватает знаний, он поступил учиться заочно в Ростовское культпросвет училище (окончил его в 1959 году). По совету культработника П.П. Матушкина Прийма переехал в зерносовхоз «Гигант». Некоторое время он преподавал в Сальском филиале Ростовского училища культуры, многие годы работал в Сандате Сальского района режиссёром-постановщиком. Селяне до сих пор помнят его спектакли: комедии Я. Ялунер «Житейская история», Н. Карпенко-Карого «Мартын Боруля», А. Софронова «Летят женихи», О. Позднеева «Прощание с любовью», трагикомедия А. Макаёнка «Трибунал», музыкальная комедия Г. Квитки-Основяненко «Сватання на Гончаривци». Было время, когда придавалось большое значение народным театрам, народным киностудиям: они показывали красоту и талант российской глубинки. Дмитрий Иванович, как человек увлечённый и талантливый, ставил спектакли и создавал любительские фильмы, причем сценарии писал сам.

Он вспоминал, как однажды его вызвали в отдел культуры и показали новенькую кинокамеру: «Может быть, попробуешь?». Он прочитал инструкцию и, уехав в село, запечатлел пахоту, внесение удобрений, вывоз навоза, сбор урожая… А потом на областном конкурсе получил за свой фильм третью премию. Однако творческой удачей фильм не считал. Вторая его серия — «Хлеб» — стала лучшей кинолентой на областном конкурсе и была отмечена дипломом первой степени и фотоаппаратом «ФЭД».

В 60-е годы Дмитрий Иванович Прийма руководит школьной киностудии Целинского Дома пионеров. Он создал первую в районе детско-юношескую киностудию. Вместе со своими учениками снял документальные фильмы о Целинском районе. Прийма снимал много: «К 50-летию школы № 1», «Гиганту — 60 лет», «Его поле» (о капитане Кузнецове, который погиб, спасая хлебное поле от огня в Сальском районе), «Профессор», «Капля», «Моё продолжение», «Весны не будет», «Цветы запоздалые», «Сила любви». На Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности 21-23 января 1974 года в Москве Дмитрий Иванович единственный представлял Ростовскую область; он повёз в Москву фильмы «Когда цветут тюльпаны» и «Настино сердце». Фильмы продемонстрировали по центральному телевидению в передачах «Объектив».

Игровые фильмы «Минутный урок», «Встреча», «Расплата», «Скрипка», «Эхо войны» сняты его народной киностудией и все получили дипломы и стали лауреатами областных, всероссийских и всесоюзных фестивалей. Фильм «Счастье» награждён областным управлением культуры дипломом 1 степени. На Московском фестивале к 60-летию Октября работа «Солдат» стала лауреатом, а «Лебединая верность» удостоена диплома 2 степени. Четыре последних фильма показаны по Центральному и Ростовскому телевидению.

Более сорока фильмов отснял Прийма. Он руководил Сальской районной киностудией (она первая на Северном Кавказе в 1974 году получила звание народной) и более 20 лет был её режиссёром. Его фильмы волновали и заставляли думать. При минимуме технических возможностей Дмитрий Прийма, казалось, делал чудеса, потому что относился к любительскому кино профессионально. Он так мог смонтировать фильм, что зритель всем сердцем ощущал этот «Трудный хлеб» 1973 года, увидев поникшие от дождя крупные колосья, застывшие комбайны, суровые лица механизаторов, переживал вместе с сельскими тружениками.

В 80-е годы на предприятиях города, в школах, домах культуры было принято устраивать встречи трудящихся с творческой интеллигенцией. Приезжали поэты, художники и, как правило, на этих встречах показывали любительские фильмы Приймы о людях и о достижениях Сальского района («Седой Маныч помнит», «Свидание»). Его документальные и игровые фильмы демонстрировались почти на каждом городском и сельском празднике.

Свои фильмы диапозитивы в автоклубах Дмитрий Иванович показывал и в соседних районах – в плане обмена опытом. Было привычно видеть чуть грузноватого, неспешно идущего человека с кинокамерой. Многие помнят его характерный жест, которым он поправлял волосы. А рассказывал Прийма о своём творчестве весело, эмоционально, даже если речь шла о неудачах.

Сценарии фильмов Прийма передавал на центральное телевидение: «Сила любви», «У нас в посёлке», «Ваш дождь» и другие. Им написаны сценарии к фильмам «Рыбак», «Яблоко», «Мост дружбы».

Поэт по складу характера, исследователь по натуре, философ — по сути. Добрая душа, бескорыстный труженик Дмитрий Прийма умел довести до логического завершения всё то, что задумал…

Оцените статью
Дельта Целина
Добавить комментарий