«Год, — грустно вздыхает Жасмен Геворговна Жамкочян, — особенно первое полугодие, выдался очень тяжелым. Хотя сейчас стало полегче, например, в последние пару месяцев увеличилась заработная плата, лучше стала организация труда».
Да и когда труд сельского специалиста — ветеринарного врача был легким. На них всегда, во все времена выпадала колоссальная нагрузка. Да, сегодня с одной стороны поголовье на селе стало меньше, но и у ветспециалстов прошло сокращение, что увеличило площади территорий, за которые они отвечают.
У Жасмен Геворговны, или у Жанны Георгиевны, как привыкли и называют ее в Целинском районе те, с кем ей приходится общаться, в зоне ответственности – часть Кировского сельского поселения и Новоцелинское сельское поселение, а это и прививки, и вакцинации КРС, и обработки против птичьего гриппа. Допустим, только от КРС приходится брать 1800 заборов крови. Вот, правда, когда шла учиться, не думала, что придется именно так реализовываться в профессии:
— Вообще-то, женщина я городская, родилась и выросла в Ереване, — рассказывает о себе ведущий ветеринарный врач Целинский филиала. — Там же окончила зооветеринарный институт по специальности врач-гистолог, родила двух дочерей, работала по специальности. Полюбила и оценила свою работу. Занималась наукой, дошла до должности старшего научного сотрудника.
А дальше… А дальше пришли 90-е. И первыми полыхнули вооруженными конфликтами как раз закавказские республики. Как считал муж Жанны Георгиевны – единственным спокойным местом на территории бывшего СССР оставалась Россия, куда 28 лет назад и переехала семья Жамкочян
— Россия встретила нас хорошо. И теперь — это моя вторая родина, — искренне, от души уверяет Жанна Георгиевна.
Россия для нее открывалась с 1990 году с должности ветеринарного врача в колхозе «Родина» Егорлыкского района. Потом была Целина. Трудовой путь на целинской земле начался в качестве участкового ветврача в частном секторе поселка Вороново и других населённых пунктов Кировского сельского поселения.
Сейчас пусть и изменилась должность по штатному расписанию, но обязанности те же, да территория участка, как уже говорилось выше, стала больше.
Несколько сложнее стали и принципы работы. Сейчас нет общественных базов, некуда приводить КРС на обработку, вот и занимаются этой необходимой профилактической процедурой по личным подворьям, что добавляет проблем.
В такие кампании ветеринарные врачи и другие работники ветслужбы уже с пяти часов на ногах. Хлопотное время начнется уже с марта.
— Ветврач – работа не женская. Она тяжелая и опасная. У меня лично были и травмы рук, ног, даже глаза, — говорит Жанна Георгиевна. Однако, она уже давно прикипела к ней душой.
Дважды она, правда, уходила из ветслужбы. Немного работала в ветеринарной аптеке, потом на мясокомбинате:
— И поняла, что это не мое, не то, – признается Ж.Г. Жамкочян.
И вот снова, уже много лет, ветслужба Целинского района, знакомый участок, такие уже, наверное, почти родные, жители целинских сел и хуторов, переживающие за своих четвероногих кормилиц; ранний подъем, выезды, постановка диагнозов, отчетная документация. Сложно, хлопотно?
А где легко, если работать с душой и профессиональным отношением к делу. А есть ведь еще и семья. Троих детей родила и вырастила Жанна Георгиевна. Дочери уехали учиться на юристов на историческую родину в Ереван, вышли замуж, старшая, чуть позже вообще переехала в США, да так и осталась там жить и работать. Сын, по образованию учитель физкультуры, но перешедший со временем в бизнес, остался здесь в Целинском районе.
— Слава Богу, своей судьбой и жизнью я довольна, у других складывается намного хуже, — считает Жасмен Геворговна. – У меня прекрасные дети, я работаю в дружном, хорошем коллективе, у меня есть профессия, которую я люблю.