85 лет Целинскому району Железная дорога – начало начал

85 лет Целинскому району Железная дорога – начало начал

Почему наш посёлок раньше назывался Станция «Целина»? Почему здание железнодорожного вокзала – на вид ничего особенного из себя не представляющее – так прочно связано с историей нашего района?

Ответы на эти вопросы я нашёл в книге местного краеведа Семёна Кузьмича Дебёлого «Целина Донская».

Если посмотреть в Интернете на спутниковую карту современного Целинского района, можно увидеть множество населённых пунктов, а всё остальное пространство нарезано на аккуратные прямоугольники разных цветов. Зелёные – это поля под дружными всходами зерновых; если золотистые – значит, снимок со спутника сделан, когда хлеба уже поспели; ярко-жёлтые – цветёт подсолнечник, а буро-коричневые – вспаханная зябь.

Интересно, а как выглядела наша целинская земля с высоты птичьего полета чуть более ста лет назад? Огромная территория, раскрашенная не трудом человека, а только лишь природой. Сплошная дикая зелень весной, летом – подёрнутая сединой ковыля равнина… Нетронутая степь простиралась от горизонта до горизонта. И табуны вольно пасущихся помещичьих лошадей были её неотъемлемой частью.

Но в начале 20-го века сюда пришли люди и нарушили вековую тишину и покой. Они построили здесь железную дорогу. Перегон от станции «Атаман» (станица Егорлыкская) до станции «Торговая» (город Сальск) по тем временам был слишком длинным. И примерно посередине перегона для дозаправки локомотивов и технического обслуживания составов была построена станция «Целина».

Поначалу вся станция была: несколько хозяйственно-технических зданий, жильё для семей обслуживающего персонала и, главное – вокзал. И потянулись на новую станцию люди. Железная дорога давала им работу, обеспечивала строительными материалами. Вокруг вокзала стал «собираться» посёлок.

Примерно в то же время началось заселение неосвоенных окрестных земель. Основным занятием переселенцев было землепашество. И, благодаря тому что в посёлке была железнодорожная станция, здесь сконцентрировались производственные мощности по переработке, хранению и отгрузке сельскохозяйственной продукции. Посёлок стал административным центром района.

И даже официальную дату дня рождения посёлка определила железная дорога. Долгое время годом основания Целины считался 1923 год – по документам административного деления территорий. Но Семён Кузьмич Дебёлый в архивах нашёл датированные 1916-м годом расписание движения поездов, донесения железнодорожному начальству и другие бесценные

документы, в которых чёрным по белому написано: «Станция «Целина». И теперь возраст Целины отсчитывается со дня, когда дремавшую степь впервые разбудил громкий паровозный гудок – с 1 марта 1916 года.

Уже в более позднее время в посёлке заложили парк, благоустроили центральную площадь. А первоначально именно прилежащая к вокзалу территория была центром притяжения людей в выходные дни и по вечерам. Сюда приходили прогуляться вдоль по перрону, пообщаться, поделиться последними новостями.

Во время Великой Отечественной войны немцы, отступая, взорвали вокзал. На его месте возвели новое здание. Но символом рождения посёлка Целина и образования Целинского района остаётся тот – старый – вокзал. Нам всем очень повезло, что сохранилось его изображение. Оно теперь увековечено в истории нашей малой родины.

Кирилл Толмасов, 14 лет,

средняя школа № 32, п. Целина.

Рисунок – Марии Кольчек, 13 лет, ученицы Детской школы искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Skip to content